Нефтяной сервис. Специальный тематический выпуск журнала «Нефть России». Июнь 2006
Кто приготовит обед на дальней буровой?
Конкуренция между крупными корпорациями, в том числе и нефтяными, побуждает их все в большей степени направлять ресурсы на развитие основного бизнеса. Это достигается, в частности, с помощью аутсорсинга - передачи непрофильных активов в управление профессиональным сервисным компаниям.

В настоящее время их участие в разведке месторождений, ремонте скважин и промыслового оборудования стало достаточно привычным делом. В то же время в хозяйственно-бытовой сфере предприятия зачастую по старинке стараются обойтись собственными силами. Когда речь идет об эффективности работы компании в целом, отдача от работы производственно-хозяйственной сферы зачастую не принимается во внимание. Что на самом деле довольно некорректно. Возможно, трудно определить конкретные цифры, но тот факт, что здоровый обед, чистота и порядок на производстве, грамотное управление внутренними перевозками, объектами недвижимости и коммуникациями отражается на работоспособности персонала не вызывает сомнений.

Российский рынок нефтесервисных услуг пока далек от эффективной конкуренции. Активно работают только лидеры мирового нефтесервиса и здесь у них нет российских конкурентов. Отчасти это объясняется их гораздо большими финансовыми и технологическими возможностями. Отечественные сервисные предприятия, успешно работают в области гидроразрыва пласта, сейсморазведки и каротажа. Но они активны только на региональном уровне.

По этой причине отечественные нефтяные компании для обеспечения непрофильных процессов зачастую предпочитают образовывать дочерние компании, а не использовать услуги профессиональных аутсорсинговых компаний.

И только в области производственно-хозяйственного аутсорсинга иностранные компании заметно уступают отечественным. В регионах и на удаленных объектах с профессиональными аутсорсинговыми компаниями конкурируют только дочерние компании нефтяников, вышедшие на рынок с ограниченным набором услуг.

Современные российские нефтяные компании выросли на фундаменте советской нефтяной промышленности, получив от нее в наследство неповоротливый социально-бытовой комплекс. Конечно, значительное количество бытовых предприятий за прошедшие годы модернизировано или вовсе создано с нуля, но большая часть осталась нетронутой, воспринимаемой как неизбежное зло, с существованием которого приходится мириться.

Вместе с тем, содержание собственных бытовых подразделений связано с наличием дополнительных расходных статей, обусловленных в первую очередь раздутыми штатами и высокой себестоимостью оказываемых услуг. Иногда для управления такими предприятиями создаются дочерние компании, что требует значительных капиталовложений в переоборудование объектов, набор персонала, разработку стандартов качества и т.д.

Однако аутсорсинговые компании научились реанимировать производственно-хозяйственный комплекс и приводить его в соответствие современным стандартам, умудряясь при этом извлекать для себя прибыль. Для профессиональной сервисной компании бытовая сфера - профильный бизнес. Себестоимость оказываемых ею услуг снижается за счет крупномасштабных единовременных закупок сырья и расходных материалов для нужд всех подразделений. Затраты на модернизацию оборудования для нее - не дополнительное бремя, а инвестиции в развитие бизнеса.

Профессиональная аутсорсинговая компания, стремясь повышать свою конкурентоспособность, не может позволить себе оказание некачественных услуг и потому занимается развитием технологий, постоянным повышением квалификации персонала. Это способствует внедрению единого высокого качества услуг на всех обслуживаемых предприятиях, независимо от их местоположения.

Для нефтяной компании передача непрофильных активов на аутсорсинг обладает рядом преимуществ. Во-первых, за счет привлечения внешнего подрядчика уменьшаются операционные издержки, а менеджмент предприятия не отвлекается на непрофильные виды деятельности. Во-вторых, снижается численность персонала. В-третьих, сокращаются финансовые риски, и появляется возможность перераспределять ресурсы, направляя их на процессы, которые в первую очередь поднимают стоимость компании. И, в-четвертых, внедрение аутсорсинга является существенным фактором в развитии отношений с иностранными инвесторами, поскольку способствует увеличению инвестиционной привлекательности предприятия.

Эффективность работы аутсорсинговой компании во многом связана с ее величиной и финансовыми возможностями. Ведь при сотрудничестве с нефтяной компаний от внешнего подрядчика, оказывающего сервисные услуги, требуется комплексная поддержка нефтедобывающих предприятий сразу в нескольких регионах с повсеместным обеспечением одинаково высокого уровня качества. Крупная аутсорсинговая компания способна выделять значительные средства на внутренние инвестиции, которые являются залогом ее успешного роста. Как показывает опыт, наиболее важными являются инвестиции в развитие персонала. Для этого необходима реализация программ непрерывного профессионального развития персонала, внедрение системы дополнительного стимулирования работников. Понятно, что столь масштабные мероприятия доступны лишь крупным аутсорсинговым компаниям. Эффективность деятельности высококвалифицированного персонала во многом зависит и от того оборудования, которым пользуются работники аутсорсинговой компании. Очевидно, что инвестиции в модернизацию оборудования, существенно увеличивающие производительность труда и позволяющие расширять ассортимент услуг, также являются неотъемлемой частью работы профессиональной аутсорсинговой компании.

Рост производства в нефтяной компании, активное освоение новых месторождений влекут за собой расширение и хозяйственно-бытовой сферы. Однако, как показывает опыт, собственным бытовым и сервисным службам трудно в сжатые сроки подобрать необходимый персонал и технологическое оборудование, завезти все необходимое и приступить к обслуживанию работников нового объекта, что приводит к затягиванию его запуска и простою дорогостоящей техники. Кроме того, появление нового объекта обслуживания - это, прежде всего, существенные расходы для обеспечения хозяйственно-бытовых нужд дочернего предприятия, которые, как правило, ему не под силу. Здесь требуются возможности и ресурсы, которыми располагает только профессиональная аутсорсинговая компания, обладающая, к тому же, достаточными экономическими резервами.

Особо стоит остановиться на возможностях аутсорсинговых компаний по обслуживанию широко представленных в нефтедобыче удаленных объектов, где работники, как правило, трудятся вахтовым методом. Зачастую такие базы расположены в местах со сложными климатическими условиями, лишены коммунальной, бытовой, транспортной и прочих инфраструктур.

В настоящее время на удаленных промыслах и в поисковых партиях вагончики заменяются современными административно-бытовыми жилищными комплексами (АБЖК) - закрытыми модульными конструкциями, в которых небольшие, достаточно комфортабельные здания и помещения соединены переходами и снабжены системой жизнеобеспечения. Такие комплексы нуждаются в регулярном снабжении, а главное, в профессиональной эксплуатации. Вахта обычно длится 2-3 недели, и на весь срок АБЖК необходимо обеспечить обслуживающим персоналом, продуктами питания, инструментами и расходными материалами для уборки и эксплуатации. Кроме того, аутсорсинговая компания должна обладать собственным кадровым резервом для того, чтобы обслуживающий персонал мог тоже работать вахтовым методом. Обеспечение деятельности АБЖК на целом ряде удаленных объектов в рамках одного месторождения существенно упрощает их снабжение и эксплуатацию, что в конечном счете позволяет создавать для промысловиков более комфортные условия. Например, компания «КорпусГрупп» управляет работой АБЖК на промыслах 20 нефтяных компаний, расположенных на территории Омской области, ХМАО, ЯНАО и др. В ее обязанности входит эксплуатация объектов недвижимости и гостиничного хозяйства, транспортировка грузов и пассажиров, вывоз и утилизация мусора, профессиональная уборка помещений и территорий, обеспечение бесперебойно работы индустриального питания, прачечной, химчистки, медицинского пункта, организация аренды спецодежды и т. п. Опыт работы «КорпусГрупп» показывает, что провайдера услуг хозяйственно-бытового аутсорсинга целесообразно приглашать еще на этапе разведки месторождения. Тогда к началу основного цикла работ АБЖК будет полностью отлажено.

Развитие аутсорсинга как наиболее универсального инструмента решения проблем управления непрофильными процессами идет опережающими темпами. В США 60% предприятий пользуются услугами аутсорсинга, в Европе - 45%. В целом ежегодный мировой прирост предприятий, переходящих на аутсорсинг, составляет 20%. Россия довольно быстро переняла зарубежный опыт. У нас ежегодные темпы роста количества предприятий, пользующихся услугами подрядчиков, намного опережают зарубежные страны. Если еще в 2000 году он составлял 10%, то на 2005 год это уже 50%. Есть все основания полагать, что статистика в текущему году будет еще более оптимистичной.

Как всякий сервис, аутсорсинг прошел в своем развитии путь от разрозненного набора примитивных одноплановых услуг до стратегического решения мультисервисной компании, использование которого позволяет решать целый комплекс проблем, тормозящих развитие основного производства.

Есть все основания полагать, что спрос на услуги аутсорсинговых компаний будет увеличиваться и дальше. С уверенностью можно сказать, что российская промышленность, и в частности нефтедобывающая, от этого только выиграет.