г. Новосибирск, Региональная деловая газета «Континент-Сибирь», июнь 2007 года
Автор: Дмитриева Е.
Бизнес на уборке
Ежедневная уборка офиса, вывоз десятков килограммов строительного мусора после ремонта или срочная подготовка помещения к приему важной делегации - эти и другие возможности сегодня готов предоставить развивающийся рынок клининговых услуг. И более опытные игроки федерального уровня уже проявляют интерес к сибирскому рынку. Насколько успешно смогут конкурировать с ними на своем поле региональные клининговые компании, разбиралась Екатерина Дмитриева.

Откуда вышел клининг

Несмотря на то, что необходимость вымыть пол в офисе после рабочего дня была и раньше, еще пять лет назад в Сибири она осуществлялась преимущественно силами штатных сотрудников. По словам директора новосибирского агентства сервисных услуг «Золотые руки» Марии Нагайцевой, в тот период предлагать такой сервис клиентам было очень сложно. Скачок в развитии рынка произошел приблизительно два года назад, когда, по мнению заместителя директора по маркетингу компании «КорпусГрупп» Павла Рочева, «импульс к развитию этого направления дало активное развитие рынка офисной и торговой недвижимости, которое определило возрастающий спрос на клининговые услуги в данных секторах недвижимости». По данным аналитического агентства Regional Real Estate, в 2007 году средняя площадь торгового комплекса в Сибири составила 6511 кв. м, средняя площадь офисного комплекса- 6690 кв. м: очевидно, что уборка обширных коммерческих площадей потребовала привлечения специалистов. По оценкам экспертов, сегодня именно торговые компании составляют до половины клиентов крупнейших клининговых компаний, еще около 20%- это компании, нуждающиеся в уборке офисной недвижимости. В целом же, по мнению директора компании «Кристофер» Сергея Конева, в 2007 году объем рынка клининговых услуг вырос примерно в 3-4 раза.

Такая конъюнктура рынка показалась привлекательной многим из тех, кто раздумывал над сферой приложения своих сил. В пользу этого решения говорила также и относительная простота входа на этот рынок: с 2001 года деятельность по профессиональной уборке перестала подлежать обязательному лицензированию (за исключением услуг по вывозу мусора). И хотя в 2002 году был введен ГОСТ Р 51870-2002, в соответствии с которым сегодня работают клининговые компании в России, тем не менее, по словам Марии Нагайцевой, «многие, купив швабру и ведро, решили начать уборочный бизнес». Это обусловило существенное превышение предложения клининговых услуг над спросом, причем, по мнению большинства участников рынка, такая ситуация сохраняется до сих пор. По словам представителя иркутской компании «Аврора-клининг», «потенциальный клиент еще не подготовлен к данному виду услуг». Поэтому неудивительно, что, по признанию директора клининговой компании «Ангелы порядка» Ольги Телеманюк, «сегодня этот рынок является высококонкурентным. Очень много появляется и исчезает небольших клининговых компаний. Только за уходящий 2007 год в регионе нашей работы - клининговая компания «Ангелы порядка« работает в Иркутской области, Читинской области, Республике Бурятии - возникло около 12 новых компаний и закрылось около 10». По словам одного из собственников компании «Эра-Клининг» Светланы Грешновой, «в первую очередь это происходит за счет появления большого количества мелких компаний, ограничивающих свою деятельность определенным кругом задач. Они стремятся получить прибыль с минимальным количеством вложений (дешевый инвентарь и непрофессиональная химия), и за счет этого могут сбивать цены на рынке, что, однако, не может не сказаться на качестве их услуг». Согласен с ней и Сергей Конев: «Мелкие компании активно стремятся выйти на крупные заказы, участвуя в проводимых тендерах. Впрочем, им довольно сложно сразу же выиграть крупный тендер, поскольку большие заказчики относятся к малым компаниям скептически, не веря, что те способны справиться с поставленной задачей». По мнению Ольги Телеманюк, «можно четко выделить сектор «обслуживание крупных корпоративных клиентов» - именно его и делят лидеры рынка. А есть сектор «чистка ковров частным лицам». В нем постоянно появляются какие-то игроки, человек купил экстракторный пылесос - и вот вам уже новый игрок. Но на рынок это особого влияния не оказывает».

Москвичи vs регионалы

Если в первые годы развития рынка клининговых услуг предложение фактически формировало спрос, то сегодня, по мнению Светланы Грешновой, «услуги, которые предлагают клининговые компании, охватывают не весь спектр потребностей клиентов, поскольку уже сейчас намечается тенденция к расширению запросов потребителей этого вида услуг». В связи с этим происходит расширение самого понятия «клининг» -- сейчас, как утверждает Светлана Грешнова, «в него нередко включают не только то, что обслуживается внутри здания, но и благоустройство прилегающей территории». Вместе с тем, по словам Павла Рочева, несмотря на то что «на рынке работает огромное число компаний, далеко не все они могут предложить действительно качественные услуги». Это ведет к формированию достаточно четкой группы лидеров в каждом из регионов Сибирского федерального округа, которая, как правило, включает в себя 3-5 компаний.

Одной из причин, ограничивающих возможности компании по предоставлению услуг высокого качества и служащей таким образом закреплению состава основных игроков, является инвестиционный барьер. Сегодня, по словам Светланы Грешновой, «потребитель предпочитает за свои деньги получить серьезную компанию с качественным выполнением услуг и привлекательным инвентарем, а не уборщицу с цинковым ведром». Крупные клининговые компании сегодня работают с оборудованием Chemspec, Kunzle & Tasin, Karcher, Nilco и другим, стоимость единицы которого достигает 25 тыс. у. е. Кроме того, если на начальном этапе существования клининга в России рентабельность услуг достигала 50% (для разовых работ- 10-20%), то, как отмечает генеральный директор Международной ассоциации компаний индустрии чистоты Екатерина Казакова, за последние 9 лет в связи с появлением новых компаний и расширением рынка рентабельность снизилась до 3-5%. Поэтому, по мнению Ольги Телеманюк, смена лидера на рынке маловероятна, т. к. это потребует очень больших временных и денежных вложений. По ее оценкам, занять достаточно прочную позицию в сфере клининга начинающая компания может, обладая капиталом не менее 500 тыс. у. е. Но, констатирует Ольга Телеманюк, как правило, на рынок клининга выходят компании с гораздо меньшими финансовыми возможностями.

Тем не менее, по мнению технического директора омской компании «Чистка-ПРО» Эдуарда Мовсесяна, приход московских игроков может существенно изменить ситуацию. Их безусловным преимуществом, по словам Сергея Конева, является то, что «у них уже освоены все технологии, расписана последовательность процессов, что облегчает осуществление работы». Еще одно конкурентное преимущество клининговых компаний федерального уровня, по мнению директора компании «Мастер клининг» Вячеслава Михеева, - возможность серьезных финансовых вложений за счет прибыли, получаемой на московском клининговом рынке, общий объем которого, по данным департамента маркетинговых исследований Research.Techart группы «Текарт», оценивается в 100-150 млн у.е.

Что же касается способов выхода москвичей на рынок, то на практике сегодня применяются несколько вариантов. Первый - франчайзинг: так обосновалась в Сибири компания «Примекс», по франшизе которой сегодня работают предприятия в Новосибирске, Омске, Кемерове и Красноярске. Впрочем, местные игроки также перенимают этот опыт, однако желающие войти в клининговый бизнес под раскрученным именем столкнутся с заметной разницей цены вопроса. Так, новосибирская компания «Фрекен Бок» предлагает своим потенциальным франчайзи работу под этой маркой за 35 тыс. руб. (роялти - ежемесячные выплаты за поддержку и пользование товарным знаком - 6000 руб.) при изначально заявленной цене в 150 тыс. руб. Использование марки «Примекс» на условиях простой франшизы (за головной компанией остается право продажи пакета на территории города) будет стоить 175 тыс. руб., однако, единожды вложив деньги, можно несколько сэкономить на роялти - от 2500 руб. Впрочем, Екатерина Казакова не считает приобретение франшизы оправданным в нынешней ситуации, когда у местных бизнесменов еще есть возможность создать самостоятельную компанию и войти в растущий рынок.

Еще один способ, используемый московскими компаниями при выходе на сибирский рынок, - привлечение местных клинеров в качестве субподрядчиков. По мнению Светланы Грешновой, «в этом случае в минусе остается в первую очередь заказчик, который получил бы то же самое качество за меньшую цену, обратившись непосредственно в местную компанию, однако, предпочтя раскрученное имя, он вынужден переплачивать, поскольку фактически такие компании занимаются перепродажей клининговых услуг».

Наконец, можно открыть полноценное представительство на территории региона, как поступила, например, компания «ОМС» в Кемерове и Красноярске. По мнению Сергея Конева, в этом случае у компании «неизбежно возникнут определенные проблемы в процессе налаживания производственного цикла, в первую очередь - решения кадрового вопроса». По словам Светланы Грешновой, «москвичи в любом случае вынуждены использовать местную рабочую силу либо привлекать работников при помощи миграционной службы». Впрочем, представители компании «ОМС», признавая серьезность финансовых и временных затрат на развитие бизнеса в Сибирском регионе, полагают, что этот шаг является оправданным в плане долгосрочного развития, и придерживаются оптимистичных прогнозов относительно становления компании на рынке. С некоторыми оговорками соглашается с ними и Вячеслав Михеев: «Думаю, что свою нишу москвичи здесь найдут, но выбить из борьбы наших лидеров у них едва ли получится».

Вместе с тем компании, занимающиеся клинингом в Сибири, чаще всего пока являются универсалами, предоставляя комплексные услуги по уборке помещений. В первую очередь это связано с отсутствием достаточного объема работ, который позволил бы компании специализироваться, например, только на химчистке мягкой мебели. По словам представителя иркутской компании «Аврора-клининг», ежедневная уборка офисных и торговых помещений сегодня является наиболее востребованной услугой. Подтверждает это и Сергей Конев: «В общем объеме работ, выполняемых компанией, ежедневная уборка крупных объектов составляет порядка 80-90%, причем это преимущественно торговые помещения. Однако тенденция к специализации уже наметилась: по словам представителя барнаульской компании «Золушка-Плюс» Елены Толкачевой, «в Барнауле клининговые компании существенно разнятся по своим характеристикам, в первую очередь - по спектру предлагаемых услуг». Как говорит Павел Рочев, сегодня растет спрос на специализированные работы, например, такие как профессиональный альпинизм. Ольга Телеманюк констатирует наличие определенного спроса на услуги по технической эксплуатации зданий, ландшафтный дизайн, благоустройство территорий и др. Эдуард Мовсесян добавляет к этому списку высотные работы, химчистки, нанесение грязезащитных покрытий. Кроме того, эксперты говорят о формировании спроса на клининговые услуги со стороны частных заказчиков в плане как после строительной уборки, так и периодических заказов на уборку жилых помещений, площади которых не позволяют поддерживать чистоту самостоятельно. По мнению заместителя директора компании «Мастер Клининг» Семена Тимофеева, «в будущем произойдет разделение компаний по типу обслуживания: коммерческий клининг и частный. Крупные компании будут иметь оба отдела».

Работы хватит всем

По разным оценкам, сегодня услугами клининговых компаний охвачено лишь 15-30% всех возможных клиентов - таким образом, потенциал рынка еще велик. По мнению руководителя иркутской компании «Структура» Сергея Кубарева, «в настоящее время все больше предприятий и организаций стали понимать значимость таких компаний, которые высвобождают основное производство от ненужных забот по содержанию, ремонту зданий и их чистоте». Подтверждает эту тенденцию и Павел Рочев: «Меняется отношение клиентов к предлагаемой услуге: пришло понимание того, что определенные виды работ лучше поручить профессионалам».

Действительно, помимо увеличения срока службы покрытий в 1,5-2,5 раза, использование услуг профессионалов при уборке помещения позволяет провести ее оперативно и в удобное для заказчика время. При этом, как отмечают специалисты департамента маркетинговых исследований Research.Techart группы «Текарт», при грамотной организации ценовой политики стоимость услуг клининговых компаний будет не выше расходов на содержание собственной службы уборки. Наконец, немаловажным является и то, что расходы на услуги клининговых компаний вычитаются из налогооблагаемой прибыли предприятия. Основываясь на этом, Ольга Телеманюк делает весьма смелые прогнозы. По ее словам, «если не изменится общеэкономическая конъюнктура - скажем, если не случится дефолта, - то рынок в ближайший год вырастет примерно в два раза». Павел Рочев полагает, что эта цифра будет несколько скромнее - по его данным, сегодня рынок клининговых услуг растет в среднем на 10-20% в год. Поддерживает эту точку зрения и Сергей Конев: «В 2008 году рост объемов рынка клининговых услуг также продолжится за счет введения новых объектов, однако их масштабы будут менее грандиозными». Но, безусловно, даже такие темпы роста остаются привлекательными для потенциальных игроков рынка: по мнению Семена Тимофеева, к концу 2008 года количество клининговых компаний в Новосибирске достигнет 100-120 против сегодняшних 40. Спрос на клининговые услуги также продолжает стабильно расти, причем, по словам Марии Нагайцевой, в большей степени это касается спроса на постоянное обслуживание. По данным DSO Consulting, только в Новосибирске в 2006 году было введено 178 000 кв. м офисных и 150 000 кв. м торговых помещений, что дает основания клининговым компаниям делать оптимистичные предположения касательно динамики спроса на услуги. Кроме того, по прогнозам Сергея Конева, в будущем году к числу традиционных клиентов компаний этого сектора - владельцев офисных и торговых помещений - добавятся также производственные фирмы, нуждающиеся в уборке своих площадей. Таким образом, по мнению Эдуарда Мовсесяна, максимум через два года предложение и спрос на этом рынке сравняются.