Известия, июнь 2012
Полуфабрикат получит офисную прописку
Сегодня кейтеринг слишком дорог для многих россиян, а закон мешает компаниям дотировать обеды сотрудников.

Минздрав предлагает развивать крупносерийное индустриальное производство готовых блюд и полуфабрикатов высокой степени готовности для обеспечения питанием организованных коллективов. Сответствующий пункт включен в проект программы по совершенствованию госполитики в области здорового питания до 2020 года.

По сути, речь идет о поддержке индустрии кейтеринга - подрядных услуг в сфере питания. В последние годы кейтеринг набирает обороты на российском рынке. Но, по мнению участников рынка, развитие отрасли сдерживается отсутствием стандартов и несовершенством законодательства в этой сфере.

Отсутствие современных стандартов производства готовых блюд - одна из основных проблем отрасли, считает Олег Лобанов, гендиректор компании "КорпусГрупп", одного из ведущих игроков российского рынка кейтеринга (фирма кормит 200 тыс. человек в день России, на Украине и в Казахстане).

- Обсуждение новых стандартов должно проходить в сотрудничестве с представителями бизнеса, - уверен Лобанов.

Кроме того, с его точки зрения, стоит пересмотреть правила участия в тендерах на обслуживание тех или иных муниципальных организаций.

- Сейчас участие в таких тендерах - это "игра на понижение". Побеждает тот, кто предлагает минимальную цену, но при таких ценах невозможно говорить о здоровом качественном питании. Важно сформировать правила для добросовестной конкуренции, - комментирует он.

По мнению директора по маркетингу и развитию "Компасс Групп Рус" Анны Борзовой, развитие кейтеринга в России тормозится из-за специфики российского налогообложения.

- Во многих странах, например, в Чехии, компаниям выгодно дотировать своих сотрудников. , - отмечает она. - Дотации не облагаются налогами, или к ним применяются налоговые льготы. Если российская компания дотирует питание сотрудников, эта сумма рассматривается как часть зарплаты и облагается всеми соответствующими налогами (ЕСН и НДФЛ).

Рынок кейтериновых услуг можно подразделить на несколько сегментов по виду обслуживаемых организаций: промышленные предприятия, объекты здравоохранения, школы, армия и т.д.

Сейчас ведущие игроки рынка активно осваивают обслуживание бизнес-сферы, участвуют в тендерах госкорпораций. В остальных сегментах, по словам участников рынка, работать сложнее. В том числе и в силу отсутствия тех самых продуманных стандартов питания, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

По мнению аналитика ИК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, расширение госзаказа позитивно отразиться на динамике индустрии, даже при низкой маржинальности - обеспечит доход за счет на объемов.

- Участие в госпрограммах будет привлекательно для большинства кейтеринговых компаний. Подтверждением служит высокий интерес к обеспечению питания школьных и дошкольных учреждений, - отмечает эксперт.

По данным УК "Финам Менеджмент", российский рынок кейтеринга оценивается сегодня примерно в $600-750 млн. На долю кейтеринга приходится не более 2-2,5% рынка общественного питания - в развитых странах этот показатель минимум в пять раз выше. На этом рынке работают несколько сотен сравнительно небольших компаний. Среди наиболее крупных - Sodexho, Mega Foods 2000, Fusion Management Group, Мастер Фуд, Корпус групп, Домодедово кэтеринг сервис, Аэромар и др. Активно развивают кейтеринговое направление крупные ресторанные сетевые холдинги.Минздрав предложил выпускать полуфабрикаты для обедов на работе.