Большой бизнес, июль 2012
Юнга ресторанного бизнеса - кейтеринг
Юнга ресторанного бизнеса - кейтерингВ офисах крупных городов прорастает еще один вид ресторанного бизнеса. Доставка готовой пищи, именуемая американским термином "кейтеринг", пользуется все большим спросом, и только бизнес-сферой операторы рынка не ограничиваются. Если в Москве и Петербурге уже сложилась конкурентная среда, в городах поменьше можно успешно стартовать в этом бизнесе.

Кейтеринг в начале прошлого века породила активная урбанизация в США, когда в крупных городах страны стали появляться небоскребы, в которых работали тысячи человек, нуждавшихся в регулярном питании. Идея отвечала принципам стандартизации и оптимальной организации рабочего времени сотрудников, а потому крупные компании сразу же ухватились за новый пищевой сервис.

К нам в качестве частного бизнеса кейтеринг пришел в начале 90-х и начал развиваться в Москве и Питере как в самых густонаселенных городах с большой долей офисных работников. К началу 2000-х начали подтягиваться и другие крупные российские города.

Сегодня кейтеринг — это не только выездная и стационарная организация питания для предприятий и бизнес-центров, но и обеспечение праздников в структуре event-агентств, и даже работа по индивидуальным разовым заказам, когда еду могут приготовить и отвезти на удаленное от города расстояние.

Но все же самый лакомый кусок — это обслуживание бизнес-центров и деловых структур. Оно осуществляется на постоянной основе, что придает бизнесу необходимую для стабильного развития устойчивость. Но и конкуренция в этом сегменте наиболее высокая.

Еще один масштабный сегмент — работа с госучреждениями. Тем более, что государство практически даром отдает этот громадный рынок частнику. Речь идет об армейских столовых, организации питания для образовательных учреждений и так далее. Впрочем, здесь есть своя специфика, которая заключается в необходимости обеспечивать клиента не только качественным, но и дешевым питанием. Это резко понижает норму прибыли, поэтому для только стартовавшей компании победа в тендере может обернуться последующим провалом.

По данным Intesco Research Group, наиболее развитым и конкурентным является московский рынок кейтеринга. В 2010 году на него приходилось 61% всего оборота данной отрасли России, что эквивалентно 9 миллиардам рублей в 2010 году.

Но расти есть куда: в столице России доля кейтеринговых услуг занимает 7,5% от оборота общественного питания. В то время как в Европе этот показатель составляет порядка 30%. Естественным конкурентом кейтеринга являются заведения и точки фаст-фуда, а сногсшибательный рост этого сектора отбирает потенциальную аудиторию доставщиков пищи.

Рост объема рынка общественного питания в 2012 году ожидается на уровне 20%, до 1, 07 триллионов рублей. При этом сервис кейтеринга, как составная часть этого рынка, растет опережающими темпами и увеличится на 29%. К началу 2013 года объем рынка кейтеринга может вплотную подойти к 22 миллиардам рублей.

Российский рынок кейтеринга в целом оценивается УК "Финам Менеджмент" примерно в $600-750 миллионов. На долю кейтеринга приходится не более 2-2,5% рынка общественного питания. На этом рынке работают несколько сотен сравнительно небольших компаний. Среди наиболее крупных — Sodexho, Mega Foods 2000, Fusion Management Group, "Мастер Фуд", "Корпус Групп", "Домодедово кэйтеринг сервис", "Аэромар" и другие.

Интерес к этому рынку, пока только сугубо профильный, проявляет и российское государство. Минздрав предлагает развивать крупносерийное индустриальное производство готовых блюд и полуфабрикатов высокой степени готовности для обеспечения питанием организованных коллективов.

Соответствующий пункт включен в проект программы по совершенствованию госполитики в области здорового питания до 2020 года, сообщает газета "Известия".

Как отмечают представители операторов рынка, в первую очередь госорганам необходимо разработать стандарты питания такого типа, которого будут придерживаться компании сектора.

"Сейчас участие в таких тендерах — это "игра на понижение". Побеждает тот, кто предлагает минимальную цену, но при таких ценах невозможно говорить о здоровом качественном питании. Важно сформировать правила для добросовестной конкуренции", — отмечает Олег Лобанов, гендиректор компании "Корпус Групп".