Консилиум главных врачей, ноябрь 2013г.
Будущее за аутсорсингом
По оценкам экспертов, сегодня не больше четверти лечебно-профилактических учреждений России передают непрофильную деятельность профессиональным операторам, в то время как в коммерческой сфере услугами аутсорсинговых компаний пользуется уже больше половины организаций. Преимущества вывода непрофильной деятельности на аутсорсинг давно поняли на Западе, там до 70% услуг выполняют профессиональные операторы. Наш рынок только начал движение вперед. С 1 января 2014 г. на смену № 94-ФЗ приходит № 44-ФЗ. Новый закон полностью отвечает
эволюционному развитию законодательной базы контролирования и обеспечения про-
цесса государственных закупок. С точки зрения бизнеса, новый закон будет работать на стороне тех, кто хочет сотрудничать с государством по правилам. Заказчик же получает больше возможности выбрать именного того подрядчика, который подходит ему наилучшим образом. Лечебно-профилактические учреждения готовы в первую очередь отдать на аутсорсинг услугу питания, так как процесс организации работы сто-
ловой, хоть и является непрофильным видом деятельности, остается при этом неотъемлемой частью лечебного процесса. Какие преимущества передачи непрофильной деятельности на аутсорсинг? Профессиональный оператор гарантирует
высокое качество услуги. Для него это основной бизнес, который он знает досконально.
У сервисной компании налажены все бизнес-процессы, выстроены отношения с поставщиками, которые за счет укрупнения контрактов предоставляют наиболее выгодные цены и качество продуктов и сырья. Другие преимущества менее очевидны, поэтому остановимся на них подробнее:

1) Заказчик лишается проблем, связанных с подготовкой, сопровождением, ответственностью за проведение аукционов. Обычно одно ЛПУ сопровождает 20–45 договоров поставки продуктов.

2) Заказчик имеет возможность переложить всю ответственность за качество услу-
ги на сервисную компанию. Надо учитывать, что в случае с ЛПУ питание является ча-
стью лечебного процесса и ответственность за назначение того или иного «лечебного
стола» несет врач. Но качество приготовления пищи — безусловная ответственность ис-
полнителя.

3) ЛПУ привлекает инвестиции на реконструкцию пищеблоков, получая их фактиче-
ски в рассрочку, что в условиях сокращения финансирования особенно важно.

4) При организации питания профессиональным оператором калорийность блюд возрастает, при соблюдении биохимического состава блюд.

5) В ряде случаев приход профессионального оператора — единственная возможность запуска услуги нового уровня. Например, ЛПУ самостоятельно не сможет запустить систему современного «таблет-питания» — систему организации питания, при которой пациенту непосредственно в палате выдают индивидуальный изотермический бокс.

Особенно такой формат удобен для лежачих больных. В среднем в больнице 15–18% пациентов должны получать питание в палате. Самую большую сложность сегодня вызывает подсчет стоимости контракта. На одного больного в среднем выделяется 100–130 руб. в сутки. Однако важно понимать, что эти средства должны пойти исключительно на закупку сырья и продуктов. Общая же стоимость услуги должна включать в себя и фонд оплаты труда, и аренду помещения, и коммунальные
платежи, транспортные расходы и пр. До прихода сторонней организации эти расходы находятся в других строках бюджета. У руководителя лечебного учреждения есть право перераспределить бюджеты внутри заведения — передать часть ФОТ подрядчику, включить в стоимость контракта, ведь повара теперь будут получать зарплату из его средств.

Рынок только начинает формировать качественный уровень запроса, при котором
заказчик связывает точное понимание собственной потребности в блюдах с пониманием
себестоимости питания при приготовлении блюд собственными силами и с потребной ценой услуги. Только профессиональные сервисные компании могут помочь ускорить этот процесс.

Профессиональный оператор питания готов работать при доходности 7–10% — это те средства, которые удается получить благодаря сокращению издержек, оптимизации процессов работы, укрупнению контрактов с поставщиками. Профессиональный оператор зарабатывает там, где непрофессионалы теряют деньги, клиент же не не-
сет никаких лишних затрат при привлечении подрядчика.