Независимая газета, ноябрь, 2013г.
Прощай, больничный пищеблок
Будущее российского здравоохранения – государственно-частное партнерство, заявила министр Вероника Скворцова на встрече сотрудников Минздрава с журналистами в РИА Новости. Она отметила, что уже развиваются некоторые направления такого партнерства – в частности, аутсорсинг: лечебным учреждениям нет необходимости содержать собственную прачечную, столовую и т.п. По мнению министра, существенно дешевле и на гораздо более высоком уровне подобные функции могут выполнять сервисные организации, занимающиеся этим профессионально.

Татьяна Яковлева, заместитель министра здравоохранения, в беседе с обозревателем «НГ» подчеркнула, что приветствует передачу организации питания в больницах сервисным компаниям, если питание будет качественным и соответствующим принятым нормам по калорийности и составу. Средства, выделяемые на питание больных, в разных регионах разные, объяснила Татьяна Яковлева. По ее личному опыту (а она работала практическим врачом и в районных больницах) на питании больных стараются экономить, поскольку это затраты самой больницы. А если этим будут заниматься сторонние организации, экономить на питании не удастся, и лечебное учреждение будет требовать за деньги, которые платит этим организациям, качественной еды для пациентов.

Услугами таких организаций уже пользуются около четверти российских лечебных учреждений. Намерен ввести поставку готового питания в больницы столичный Департамент здравоохранения. Как считают в департаменте, это выгодно, обойдется медицинским учреждениям дешевле, чем содержание собственного пищеблока. А с точки зрения санитарно-эпидемиологических норм этот процесс проще контролировать.

С 1 января 2014 года в силу вступает Федеральный закон № 44 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В нем предусмотрена единая информационная система, изложены новые правила обеспечения заявки и контракта, реестр банковских гарантий, конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков и исполнителей), заключение, исполнение, изменение и расторжение контракта, антидемпинговые меры, условия для участников закупок – одним словом, все, что необходимо для тех, кто хочет работать с государством по правилам.

«Для операторов интерес заключается в том, чтобы заработать деньги, для больницы – сэкономить деньги», – объясняет Олег Лобанов, генеральный директор крупной сервисной компании «КорпусГрупп», занимающейся аутсорсингом. Вопрос в том, чтобы найти приемлемую точку стыка интересов. Стороны должны договориться об оптимальной цене, а также о скорости изменения этой цены с учетом роста стоимости продуктов. Для больниц это выгодно хотя бы потому, что пищеблоки в их нынешнем состоянии требуют ремонта и полной модернизации. Для главного врача это неподъемная ноша, а оператор сделает все профессионально, он знает, какое оборудование и в каком количестве необходимо, исходя из меню. Меню ведь из года в год не меняется.

Лидия Рыбалка, руководитель направления общественного питания одной из компаний, полагает, что наиболее целесообразно для больниц так называемое таблет-питание, когда пациент в палате получает изотермический бокс с едой, которая соответствует показанному этому пациенту диетическому столу. Именно такая система практикуется в западных клиниках, где организацией питания занимаются сервисные компании. Эта система позволяет гарантировать качество на каждом этапе – от размещения пищи на контейнере до доставки бокса пациенту. Для внедрения таблет-питания необходимо специальное оборудование, которым располагают профессиональные операторы.

Очень важный, может быть, самый важный момент – качество, подчеркивает Олег Лобанов. Если случится массовое отравление, для оператора это гибель репутации. Столовая при любой больнице – это от 50 до 100 контрактов с различными поставщиками, это поле для воровства и коррупции сотрудников лечебного учреждения. В ситуации, когда едой больных занимается сторонняя организация, диетсестра уже не в связке с поваром, она становится независимым экспертом и будет защищать интересы больных, проверять калорийность пищи, температурный режим, в результате качество питания улучшится.

Как видим, мнения заместителя министра здравоохранения и профессионального деятеля аутсорсинга совпадают.

Совпадают и их опасения. При выборе сервисной компании будет проходить аукцион. И очень важно, на какой основе. Коррупционную рассматривать не будем. Допустим, тендер проводится честно. Если главной будет цена, ничего хорошего ждать не приходится. Компания, предложившая самую низкую цену, и кормить больных будет низкосортно. Государство (или региональные власти) выделяет на питание больного определенную сумму. У руководителя медицинского учреждения велик соблазн отщипнуть что-то из этой суммы, пусть и на благие медицинские цели.

Но ведь и больничная еда – тоже часть лечебного процесса. Все-таки исходить надо из качества, которое гарантирует компания и которое за копейки обеспечить невозможно. В сущности, больничное питание должно удовлетворять трем принципам: быть доброкачественным, достаточным и вписываться в лечебный процесс. Так происходит в европейских странах и США, где клиники давно передают организацию питания на аутсорсинг. Это выгодно и позволяет не отвлекаться от лечебной деятельности.

В России же все строится на советской системе пищеблоков. И мы уже поколениями возим передачи в больницы родным и друзьям. Возили наши дедушки и бабушки, родители, теперь возим мы. Неужели и внуки будут возить?