Журнал "Нефтегазовые технологии", июнь 2014г.
Обслуживание удаленных мест нефтедобычи: питание работников и клининг
БЫТ ИЛИ НЕ БЫТ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!
Быт рабочих на местах нефтедобычи - довольно интересный и редко освещаемый вопрос. Как живут люди на удаленных объектах? Как питаются и развлекаются вдали от дома? Разобраться в этом вопросе нам помогли эксперты компании "КорпусГрупп", которая занимается предоставлением услуг питания и клининга на двух удаленных объектах - платформе имени Корчагина и вахтовом поселке под городом Стрежевой.

ПЛАТФОРМА ИМ.КОРЧАГИНА
Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) состоит из двух модулей -производственного, где добывают нефть (МЛСП-1) и жилого, где проживают рабочие и обслуживающий персонал (МЛСП-2). Производственный модуль представляет собой сооружение в виде двухъярусного прямоугольного корпуса, который опирается на шесть цилиндрических колон, установленных на двух понтонах. МЛСП-1 предназначена для круглогодичного бурения скважин, добычи и подготовки нефти и ее транспортировки по подводному нефтепроводу. Ширина платформы составляет 72,2 м, длина - 115 м.

МЛСП-2 выглядит немного иначе - это пятиярусное сооружение, в котором размещены жилые, общест венные, медицинские, санитарно-гигиенические и служебные помещения. Для персонала предусмотрены одно-, двух-, трех- и четырехместные каюты со всеми удобствами. На платформе ежедневно находится 170 человек. Есть все необходимое и для досуга - библиотека, спортивный зал, сауна и столовая, которая становится местным "клубом" по вечерам, где собираются рабочие, чтобы обсудить прошедший день и просто отдохнуть.
Персонал доставляется к месту работы вертолетом (расстояние от Астрахани до платформы - 170 км, время в пути занимает около часа). Вахта стандартная и длится 15 дней.

Перед первым посещением платформы все сотрудники проходят спецкурс: "покидание вертолета при вынужденном приводнении". Только после получения сертификата работник допускается к вертолету для транспортировки на платформу. Курс состоит из учебной теоретической части и практической - с настоящим вертолетом и огромным бассейном, где моделируется ситуация крушения в открытое море. Звучит довольно устрашающе, но на самом деле все довольно просто, да и опытные инструкторы всегда придут на помощь в случае возникновения проблем.

В организации питания и клининга задействовано 15 сотрудников компании "КорпусГрупп". Управляющий объектом контролирует весь процесс - и кухню, и уборку. На кухне работает шеф-повар и три повара - повар по холодным закускам и два повара по мясным блюдам. Рацион питания трехразовый - завтрак, обед и ужин. Но не остаются без внимания и те, кто работают в ночную смену - специально для них обед переносится на ночное время - то есть столовая работает круглосуточно. Питание организовано в форме шведского стола - каждый день сотрудникам платформы на выбор предлагается на выбор 2 первых блюда, 3 вида салата, 2 вторых блюда, несколько дополнительных блюд и постное меню, 2 вида напитков, чай, кофе, соки, молоко - при этом меню не повторяется в течение месяца! "КорпусГрупп" придерживается стандартов морского рациона - все рассчитано по килокалориям. Обязательна в меню входит говядина, для тех, кто не ест свинину. Кроме того рабочие всегда могут побаловать себя свежей выпечкой, которая готовится на месте!

Процесс оплаты в столовой также довольно необычен - наличным расчетом тут не пользуются, так как введена электронная система учета питающихся (ЭСУП), что очень удобно и позволяет оперативно производить оплату. Часть работников получают дотацию на питание от компании, другая часть питается в кредит - в конце месяца компания выставляет счет заказчику согласно спискам - схема оплаты зависит от договора.

Продукты доставляются на платформу два раза в месяц (кроме срочных поставок свежей зелени вертолетом и т. п.). Сначала "КорпусГрупп" подает заявку на продукты на материк - поставщики привозят все необходимое на специально оборудованную площадку и загружают в контейнеры-рефрежераторы. Затем контейнеры доставляются на базу ЛУКОЙЛа в портовый поселок Ильинка Астраханской области, где поддерживается необходимый температурный режим. Затем контейнеры погружаются на корабль и по морю попадают на платформу.
Могут ли закончиться продукты до новой поставки? Конечно, нет. На платформе есть 10%-ный неприкосновенный запас - в случае форс-мажора его хватит для полноценного питания на 3-4 дня. Зимой 2013 г. произошел случай, когда корабль с продуктами не смог близко подойти из-за обледенения платформы. Тогда пришлось перегружать продукты порционно, но никто из питающихся не заметил никаких проблем, так как на качество питания и разнообразие блюд это никак не повлияло!

Клининг на объекте строится по своей системе: у каждого клинера свой "уровень" - своя палуба для уборки. Уборка проводится два раза в день специальными химическими средствами для удаления пятен от нефтепродуктов, так как обычные средства в этом случае будут неэффективными. С помощью этих средств легко удалить самые сложные загрязнения, в том числе отработанные масла.
Также в услугу клининга входит стирка и химчистка, так как рабочую одежду необходимо стирать специальными средствами, чтобы удалить все нефтяные фракции. В прачечной находятся большие промышленные стиральные и сушильные машины, оборудование для глажки и несколько обычных стиральных машин, так как личные вещи работники платформы стирают самостоятельно. Персонал в прачечной работает в две смены, чтобы сдать одежду и постельное белье можно было в любое время суток.

Также уборка происходит и на производственном модуле - вход для всех сотрудников "КорпусГрупп" туда запрещен, но в каждой вахте есть один человек, который ежедневно занимается уборкой в МЛСП-2.

Интересен вопрос утилизации отработанной воды после уборки и стирки - ее же нельзя просто слить в открытое море! Куда же она идет? Воду собирают в специальные контейнеры, с определенной периодичностью приходит корабль, который перекачивает всю отработанную воду и вывозит за пределы для дальнейшей утилизации.

За качеством уборки следит не только управляющий объектом, даже сам капитан может проверить, насколько все качественно исполнено! Кроме того, компания "КорпусГрупп" решила провести конкурс среди работников платформы на самую чистую каюту. С 1 апреля в течение месяца специальная комиссия проводит "внезапные" проверки. По итогам будут награждены три каюты - телевизором или музыкальным центром. Всех рабочих платформы "захватила" эта идея, и они с радостью участвуют в конкурсе и борются за призы.

Досуг на платформе, как ни удивительно, довольно разнообразный: совместные корпоративы, вечера с чаепитиям и задушевными разговорами - это очень сплачивает коллектив и развлекает сотрудников, особенно в закрытом пространстве. Здесь никто не чувствует себя одиноким и никогда не бывает скучно!

СТРЕЖЕВОЙ
Вахтовый поселок расположен в 100 км от г. Стрежевой, где живут работники ОАО "Томскнефть", работающие на месторождениях Вахское, Северо-Вахское, Северное -более простой объект для компании "КорпусГрупп" - все же обслуживать на суше проще, чем в открытом море. Но и здесь имеются свои нюансы. Общежития устроены довольно просто - несколько многоэтажных зданий, комнаты на несколько человек, со своим санузлом и прочими удобствами: цифровым телевидением, холодильниками, чайниками и т. д. - на комфорт жаловаться не приходится.

"КорусГрупп" обслуживает поселок, оказывая услуги по уборке, заселению, стирке, питанию, а также оказывает плотницкие, сантехнические и электромонтажные услуги - всего в обслуживании задействовано 152 сотрудника. В сфере общественного питания занято 40 человек - в их ведении три столовых, магазин, пекарня и буфет в общежитии. Питание трехразовое, 7 дней в неделю, для рабочих ночных смен специально введен ранний завтрак. Меню очень разнообразно: 10 видов салата, 4 первых блюда, 8 вторых блюд, 5 видов гарнира - ежедневно! У рабочих нет возможности питаться где-то еще, поэтому меню должно быть максимально разнообразным. Конечно, есть и постное меню, и блюда кухонь народов мира - так называемые дни национальной кухни, например, проводилась акция, посвященная Олимпиаде, планируется проведение дня итальянской кухни. Все блюда готовятся на месте в столовых, а для оперативности обслуживания есть буфет, куда из столовой привозят горячие блюда - так что можно пообедать, не выходя из общежития. В услугу клининга в поселке входит организация проживания, уборка жилых комнат, административных зданий, стирка спецодежды, плотницкие, сантехнические, электромонтажные работы и благоустройство территории с озеленением поселка и улучшением покрытия дорог. Кроме того, сотрудники, занятые в клининге, ведут большую работу по организации досуга проживающих в вахтовом поселке: проводят дискотеки, спортивные мероприятия (волейбол, футбол, "веселые старты" и т. д.). К каждому празднику готовится праздничная программа с участием сотрудников "КорпусГрупп", причем костюмы готовятся своими руками! Ежемесячно проводятся книжно-иллюстрированные выставки в библиотеке, литературные вечера и чаепития. В 2014 г. запланировано внедрение программы по повышению уровня комфорта посетителей и повышению эстетической привлекательности буфетов, которая будет заключаться в модернизации технологического оборудования до уровня кафетерия, дизайнерском обновлении интерьера с добавлением элементов зимнего сада.