Журнал "Нефть России", сентябрь 2014 г.
Чем живёт платформа
Чем живёт платформа
Организация качественного быта и досуга работников МЛСП на Каспии – немаловажная часть общего производственного процесса

Быт рабочих не местах нефтедобычи – довольно интересный и редко освещаемый вопрос. Как живут люди на удалённых объектах? Как питаются, развлекаются вдали от дома? Разобраться в этом вопросе нам помогла директор филиала «КорпусГрупп Центр» обособленного подразделения г. Астрахани Лидия Сараева. Уж она-то точно специалист в этом вопросе, так как компания «КорпусГрупп» предоставляет услу-
ги питания и клининга на эксплуатируемой «ЛУКОЙЛом» нефтегазодобывающей платформе на месторождении им.Юрия Корчагина в Каспийском море.

– Лидия, как устроена сама платформа?
– Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) состоит из двух модулей: производственного, где добывают нефть, – МЛСП-1, и жилого, где проживают рабочие и обслуживающий персонал, –МЛСП-2. Производственный модуль представляет собой сооружение в виде двухъярусного прямоугольного корпуса, который опирается на шесть цилиндрических колонн, установленных на двух понтонах.

МЛСП-1 предназначена для круглогодичного бурения скважин, добычи и подготовки нефти и её транспортировки по подводному нефтепроводу. Размер платформы – 72,2 на 115 м. МЛСП-2 выглядит немного иначе: пяти-ярусное сооружение, в котором размещены жилые, общественные, медицинские, санитарно-гигиенические и служебные помещения. Для персонала предусмотрены одно-, двух-, трёх- и четырёхместные каюты со всеми удобствами. На платформе ежедневно находится 170 человек. Есть всё необходимое и для досуга – библиотека, спортивный зал, сауна и столовая, которая по вечерам становится местным«клубом», где собираются рабочие, чтобы обсудить прошедший день и просто отдохнуть.

– А как на платформу попадают рабочие и персонал? На корабле?
–Нет, сотрудники платформы доставляются к месту работы вертолётом (расстояние от Астрахани до МЛСП– 170 км, время в пути ‒ около часа). Вахта стандартная и длится 15 дней. Перед первым посещением платформы все сотрудники проходят спец курс:
«Покидание вертолёта при вынужденном приводнении». Только после получения сертификата работник допускается к вертолёту для транспортировки на платформу. Курс состоит из учебной теоретической части и практической – с настоящим вертолётом и огромным бассейном, где моделируется ситуация крушения в открытом море. Звучит довольно устрашающе, но на самомделе всё просто, да и опытные инструкторывсегда придут на помощь в случае возникновения проблем.

– С работой нефтяников в целом всё ясно. А что делают сотрудники «КорпусГрупп» на
платформе?
– В организации питания и клининга задействованы 15 сотрудников компании
«КорпусГрупп». Управляющий объектом контролирует весь процесс – и кухню, и
уборку. На кухне работает шеф-повар и три повара – один по холодным закускам
и два помяснымблюдам. Рацион питания трёхразовый – завтрак, обед и ужин. Но не
остаются без внимания и те, кто работает в ночную смену – специально для них обед
переносится на ночное время, то есть столовая работает круглосуточно. Питание
организовано по типу шведского стола – каждый день сотрудникам платформы в
обед и на ужин предлагается на выбор 2 первых блюда, 3 салата, 2 вторых, 2 вида
напитков, чай, кофе, соки, молоко, а в период поста – постные блюда, при этом ме-
ню не повторяется в течение месяца!

«КорпусГрупп» придерживается стандартов морского рациона – всё рассчитано
по килокалориям. А для тех, кто не ест свинину, обязательны в меню говядина и ба-
ранина. Кроме того, рабочие всегда могут побаловать себя свежей выпечкой, свеже-
испечённым хлебом – ржаным и пшеничным, ‒ который готовится на месте.
Сотрудники «КопрусГрупп» организуют чайный и кофейный столы, праздничныефур-
шеты. Также работает буфет, где можно купить и необходимые средства гигиены,
холодные газированные напитки.

– Весьма разнообразно! А как работники платят за обед? Наличными?
–Нет, наличнымрасчётомтут не пользуются, введена электронная система, что
очень удобно и позволяет оперативно производить оплату. Часть работников полу-
чает дотацию на питание от компании, другая часть питается в кредит – в конце
месяца им выставляется счёт согласно спискам – схема зависит от договора.

– А как продукты доставляются на платформу?
– Это происходит два раза в месяц (кроме срочных поставок свежей зелени
вертолётом и т. п.). Сначала «КорпусГрупп» подаёт заявку на продукты «на материк». Поставщики привозят всё необходимое на специально оборудованную площадку и загружают в контейнеры-рефрижераторы. Затем они доставляются на базу «ЛУКОЙЛа» в портовый посёлок Ильинка Астраханской области, где поддерживается необходимый температурный режим. После контейнеры погружаются на корабль и по морю попадают на платформу.

– Могут ли закончиться продукты до новой поставки?
– Конечно, нет. На платформе есть 10-процентный неприкосновенный запас – в
случае форс-мажора его хватит для полноценного питания на 3‒4 дня. Прошлой зимой был случай, когда корабль с продуктами не мог близко подойти к платформе из-за капризов седого Каспия (его тут так называют) – был сильный шторм. Тогда пришлось перегружать продукты порционно, но никто из питающихся не заметил никаких проблем, так как на качество питания и разнообразие блюд это никак не повлияло!

– А как обстоят дела с уборкой на объекте?
– Клининг на платформе строится по следующей системе: у каждого клинера свой «уровень» – своя палуба для уборки. Она проводится два раза в день специальными химическими средствами, с помощью которых легко удалить самые сложные загрязнения, в том числе отработанные масла. Обычные средства не справились бы с ними.

Также в услугу клининга входят стирка и химчистка, так как рабочую одежду необходимо стирать специальными средствами, чтобы удалить все нефтяные фракции. В прачечной находятся большие промышленные стиральные и сушильные машины, оборудование для глажки и несколько обычных стиральных машин, так как личные вещи работники платформы стирают самостоятельно. Персонал в прачечной работает круглосуточно, чтобы сдать одежду и постельное бельё можно было в любое время.

Уборка осуществляется и на производственном модуле. Вход для всех сотрудников «КорпусГрупп» туда запрещён, но в каждой вахте есть специально обученный человек, который ежедневно занимается уборкой. Качество уборки контролирует не только управляющий объектом, даже сам капитан может проверить, насколько добросовестно всё исполнено! Кроме того, «КорпусГрупп» старается привить рабочим «чувство прекрасного» – был проведён конкурс на самую чистую каюту. В течение месяца специальная комиссия устраивала «внезапные» проверки. По итогам были награждены три каюты – двумя телевизорами и музыкальным центром. Всех рабочих платформы «захватила» эта идея, и они с радостьюучаствовали в конкурсе и боролись за призы.

– Интересен вопрос утилизации отработанной воды после уборки и стирки – её же
нельзя просто слить в открытое море! Куда же она идёт?
– Воду собирают в специальные контейнеры, с определённой периодичностью приходит корабль, который перекачивает её и вывозит за пределы платформы для
дальнейшей утилизации.

– А какие развлечения есть в столь замкнутом пространстве?
– Проводятся совместные корпоративные вечера с чаепитиями и задушевными
разговорами, что очень сплачивает коллектив и развлекает сотрудников, особенно в закрытом пространстве. Здесь никто не чувствует себя одиноким и никому не
бывает скучно!