Журнал "Главврач", сентябрь 2014 г.
Клининг в медицинских учреждениях
Куркин А. Е.
Резюме. Организация уборки в медицинских учреждениях является одним из ключевых элементов создания безопасной больничной среды и контроля за внутрибольничной инфекцией (ВБИ).

ЧЕМ МЕДИЦИНСКИЙ КЛИНИНГ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ УБОРКИ
Организация уборки в медицинских учреждениях является одним из ключевых элементов создания безопасной больничной среды и контроля за внутрибольничной инфекцией (ВБИ). Тот факт, что очень многие проблемы связанные с ВБИ, отпадают, если в лечебном учреждении налажена хорошая уборка, неоспорим. Но что изменилось в сфере клининга в медучреждениях за последнее время?

Основное отличие «медицинского» клининга от обычного – непрерывный, круглосуточный рабочий процесс создания чистоты. За чистоту в Европе «борются» с помощью использования многофункциональных уборочных систем, исключения повторного использования загрязненного уборочного материала и термической или химической обработки использованного расходного материала.

В России, в большинстве случаев, уборка осуществляется старым традиционным методом, связана с большими трудозатратами, занимает много времени и далеко
не всегда отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям. Ни для кого не секрет, что с организацией клининга в медицинских учреждениях связано немало проблем: это и низкооплачиваемые и плохо мотивированные сотрудники, которые выдают низкое качество работы, отсутствие специальных знаний у персонала, отсутствие стремления руководителей к новшествам и переменам, отсутствие центра
обучения персонала, технологий и стандартов уборки лечебного учреждения.

ИНСОРСИНГ И АУТСОРСИНГ КАК МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УБОРКИ
В настоящее время наблюдается ощутимый сдвиг в сторону оптимизации данного процесса. Обращаясь к практике европейских клиник, отечественный рынок медицинских услуг делает успехи во многих направлениях. Именно поэтому медицинский клининг постепенно становится неотъемлемой частью общей структуры
здравоохранения.

Все ярче проявляется тенденция перехода на инсорсинг (собственная служба уборки в учреждении) и аутсорсинг (передача клининга как непрофильной деятельности сторонней организации). Первый вариант хорош тем, что в медучреждении появляется менеджер, который отвечает за качество уборки лечебных отделений и административных помещений. Он же решает все вопросы, связанные с материальными и трудовыми ресурсами. Теперь старшие сестры не отвлекаются на проблемы клининга и занимаются только своей работой – обычно ответственность и контроль за уборку лежит именно на них, а это, в свою очередь, негативно сказывается на основных обязанностях медицинских сестер, заключающихся в оказании помощи пациентам.

Казалось бы, все идеально! Но в случае с инсорсингом «головная боль» по поводу уборки не снимается с главного врача или директора клиники – на этапе запуска
собственной службы она даже удваивается, да и потом вопросы с поставщиками, персоналом и качеством никуда не уходят.

Аутсорсинг, в свою очередь, позволяет «переложить» всю работу на подрядчика – при передаче проекта на аутсорсинг все вопросы, связанные с организацией рабочего процесса, решением текущих задач, а также контроль бесперебойного функционирования всех служб являются зоной ответственности компании-подрядчика. Работа аутсорсиноговых компаний в медицинских учреждениях в нашей стране регламентируется законодательно.

Основным документом, регулирующим деятельность таких организаций, является СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

В Европе на аутсорсинг передают не только клининг в палатах и даже операционных, но и многие другие функции: прием и оперативную подготовку больных, организацию питания, стирку и замену постельного белья, транспортировку больных, техническую эксплуатацию, room-service, сервисную и транспортную поддержку больных от госпитализации до выписки, работу с энергоэффективностью, аудит больничной инфраструктуры, бюджетирование, планирование и администрирование, обновление инфраструктуры больницы, уборку и техническую эксплуатацию клинического и ме-
дико-биологического и диагностического оборудования. Европейских опыт в очередной раз показывает, что нам еще есть куда стремиться!

Какие еще плюсы передачи уборки на аутсорсинг? Во-первых, клининговая компания, как подрядная организация, с большей тщательностью следит за качеством исполнения своих обязанностей – ведь на кону не только контракт с медицинским учреждением, но и собственная репутация! Во-вторых, квалификация персонала в клининговых компаниях значительно выше, чем у санитарок-уборщиц, которые обычно проводят уборку в медучреждениях. В-третьих, такие компании, как правило, используют передовые технологии уборки – например, безведерный способ мытья полов, который позволяет в 20 раз снижать расход воды, а самое главное – предотвращает возможность перекрестно-го заражения убираемых помещений. Такая система уборки называется ProMop – для уборки применяются заранее подготовленные (постиранные, продезинфицированные) МОПы и салфетки. Причем 1 комплект уборочного текстиля
используется для уборки 1 палаты, что позволяет достичь высшего стандарта гигиены на объекте. В Европе такая система уборки в медицинских учреждениях – обычная практика, в России же – пока новинка.

«ПИОНЕРЫ» МЕДИЦИНСКОГО КЛИНИНГА В РОССИИ
Основная проблема перехода медицинских учреждений на аутсорсинг – бюджет. Качественная услуга, в любом случае стоит денег. Многие лечебные учреждения пока
не готовы выделять отдельный бюджет на уборку, но медицинское сообщество постепенно приходит к осознанию важности этой проблемы. Например, в этом году сеть
частных клиник «МЕДСИ», расположенных в Москве и Московской области, разыграла тендер на весь комплекс услуг клининга и эксплуатации на двадцати своих объектах. Теперь обслуживанием клиник первичного приема, клинико-диагностические центров, поликлиник и административных зданий «МЕДСИ» занимается компания «Премьер-Сервис», входящая в группу компаний «КорпусГрупп». Чтобы обеспечивать эффективный контроль работы всех объектов сети, специально для проекта «МЕДСИ» специалистами компании «Премьер-Сервис» было разработано и внедрено Программное Обеспечение, которое позволит в режиме реального времени координировать работу всех участков. Благодаря этой опции сотрудник любого из объектов в случае необходимости может оформить заявку на выполнение определенных работ, которую сразу же увидит начальник службы эксплуатации. Он, в
свою очередь, адресует заявку в аварийно-диспетчерский центр, откуда для устранения недочетов на объект отправляется мобильная бригада.

В «МЕДСИ» организация клинингового процесса помимо СаНПиНа регламентируется серьезным перечнем внутренней документации компании-подрядчика. К числу таких документов относятся:
– технологические карты с описанием процесса уборки;
– сервисный план, в т. ч. план регламентных работ, по которому осуществляется организация услуги на каждом объекте;
– маршрутные карты (рабочие инструкции работников), которые содержат подробное описание всех перемещений сотрудников с таймингом;
– чек-листы, которые используются для оценки уровня качества выполняемых работ. Каждый чек-лист содержит до 100 параметров, по которым осуществляется оценка качества работы.

Такой подход позволяет гарантировать бесперебойную работу служб на всех двадцати объектах «МЕДСИ» и обеспечивать соблюдение высоких стандартов обслуживания. «МЕДСИ» и некоторые другие медицинские объекты в нашем обслуживании – это, на мой взгляд, первые шаги медицинского сообщества в осознании важности профессиональной уборки.