Независимая газета, декабрь 2014г.
Рестораторы подсчитывают новогодние убытки
Чиновники отказываются от казенных банкетов, а граждане экономят на кафе и ресторанах

Ольга Соловьева

Волна отказов от казенных банкетов катится по России. Вслед за губернатором Санкт-
Петербурга об отмене новогодних приемов объявили еще около десятка областных ад-
министраций. Да и простые граждане все больше экономят на кафе и ресторанах. В
связи с этим рестораторы могут потерять до трети своих новогодних доходов, что станет очень чувствительным ударом по их бизнесу. А значит, предполагают эксперты рынка, вполне можно ждать закрытия некоторых предприятий общепита – особенно в средних и малых городах. Ряд региональных правительств сообщает о своем решении сэкономить бюджетные средства, отказавшись от проведения новогодних мероприятий.
Например, в Ивановской области решено отказаться от проведения новогодних губернаторских приемов. «По распоряжению губернатора в этом году в области не станут проводить новогодние приемы общественности от имени главы региона за счет бюджетных средств. Руководителям муниципальных образований рекомендовано принять аналогичные меры», – писала вчера «Ивановская газета». К слову, ранее губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко также заявил об отмене традиционного новогоднего приема,обычно проходящего в конце декабря. Как пояснял тогда его пресс-секретарь Андрей Кибитов, Полтавченко принял такое решение «в целях экономии бюджетных средств». При этом стоимость декабрьского приема оценивалась в 3 млн руб. Отказалась от мысли о новогоднем корпоративе и другая коллега Полтавченко – мурманский губернатор Марина Ковтун. Чиновники же администрации Волгоградской области новогодние праздники смогут проводить только за счет собственных средств. К слову, в СМИ также сообщают об отказе от приемов в Петрозаводске, Северной Осетии, Астраханской области, Одинцовском районе Московской области и Крыму.

К экономии на новогодних праздниках в среду призвал и премьер-министр Дмитрий
Медведев в своем ежегодном интервью пяти телеканалам. «Любые корпоративы возможны только за собственный счет. И если говорить о корпоративах, которые проходят в органах власти, должно быть железное правило: никаких бюджетных
средств. Мы скорее всего с членами правительства скинемся и пойдем в ресторан», – сообщает Медведев.
Тем не менее не только государственный, но и корпоративный сектор за последний год заметно снизил спрос на проведение новогодних банкетов. Так, согласно данным портала Superjob.ru, новогодний корпоратив в этом году запланировали две трети российских компаний, а в каждой пятой решение пока еще не принято. При этом по сравнению с прошлым годом размах праздника несколько уменьшился. «Из 2 тыс.
опрошенных менеджеров по персоналу отечественных компаний 65% респондентов подтвердили, что корпоратив у них уже запланирован. Причем 41% организаций проведет праздник в ресторане, 14% решили отмечать прямо в офисе.Сотрудники и руководство 4% компаний отправятся за город, а еще 6% выбрали другой вариант празднования Нового года», – сообщает Superjob.ru. Но по сравнению с прошлыми годами количество празднующих сократилось. Раньше новогодние праздники отмечали всем коллективом три четверти фирм (в 2012 году – 75%, в 2013-м – 78%), сейчас же эта цифра скромнее – лишь 65%. И если в 2012–2013 годах новогоднюю вечеринку в ресторане проводило более 50% компаний, то в этом году чуть более 40%. Также возросло и количество организаций, еще не принявших решение относительно раздни-
ка. Если в прошлом году таковых было было около 15%, то теперь – уже более 20%. К тому же,отмечают в Superjob.ru, в два раза возросло количество тех, кто отказался от праздника в связи со сложной экономической ситуацией: в 2013 году таких было лишь 3%, а сегодня уже 6%. При этом лишь треть (34%) компаний из тех, кто планирует корпоратив, выделила на них такой же бюджет, как и в прошлом году.В то время как 15% работодателей, наоборот, срезали свои траты на новогоднюю вечеринку. Четверть (25%) опрошенных затруднились дать ответ о бюджете мероприятия. «В целом затраты стали явно скромнее.В 2012 году о том, что бюджет корпоратива пе-
ресмотрен в сторону увеличения, говорили представители трети (35%) российских компаний, в 2013 году – около 31%. Сейчас подобную щедрость проявляет лишь четверть (26%) работодателей. При этом год от года все больше компаний снижают расходы на коллективный праздник.В 2012 году так поступали 8%, в 2013 году – 13%, а сейчас уже 15%», – резюмируют в Superjob.ru. Действительно, соглашается президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров, сейчас очень многие компании начинают отказываться как от проведения новогодних корпоративов, так и от празднования Нового года в ресторане. «Не стоит думать, что раз люди не поехали в праздники за границу, то теперь они обязательно пойдут на Новый год в ресторан. Это
совсем нет так», – поясняет Бухаров. В итоге, прогнозирует Бухаров, сектор общепита не обеспечит себя той новогодней подушкой безопасности, которая позволяла заведениям без проблем существовать практически до середины февраля. «Заметный отток посетителей произошел еще в июне, когда вступил в силу запрет на курение в общественных местах, – тогда товарооборот ресторанов снизился в среднем на 25% по
сравнению с июнем прошлого года», – напоминает Бухаров. Заведения общественного питания в нынешних реалиях оказались сразу под двойным ударом, подтверждает замгендиректора консалтинговой компании Heads Никита Куликов. «Не успели владельцы многих заведений оправиться от табачных запретов, как из-за девальвации выросли рублевые закупочные цены на продукты и – как результат – увеличилась себестоимость блюд и сократилась прибыль. При этом попытки повышения отпускных
цен негативно сказываются на посещаемости и могут окончательно подорвать этот бизнес», – предполагает эксперт. К концу января – началу февраля с проблемами столкнутся до 30% ресторанов, предполагает Бухаров. Негативную тенденцию в об-
щепите замечает и президент холдинга Bulldozer Group Александр Орлов. «Мы видим снижение спроса на корпоративные мероприятия и на новогодний заказ примерно на 50%. Изменилась и клиентура.Люди из премиальных ресторанов стали ходить в более
демократичные, а из демократичных – в простые сетевые», – замечает он. При падении покупательной способности люди в первую очередь снижают расходы «на удовольствия», в том числе и на посещения ресторанов и кафе, напоминает директор по стратегическому развитию АКГ Градиент Альфа Светлана Тищенко. В среднем по стране рестораны уже не добирают около 20% от выручки прошлого года, говорит руководитель направления «Тренинг и консалтинг» Hurma Management Group Георгий Карпенко. Тем не менее он уверен в том, что декабрь все еще может принести сектору определенный доход. «Люди привыкли праздновать Новый год, и для многих это второй праздник после дня рождения», – напоминает он.Однако, сообщает Георгий Карпен-
ко, в 2015 год многие рестораторы смотрят с большим опасением. «Цены на алкогольную продукцию повысятся со следующего года примерно на 30%, в том числе из-за роста курса. Одновременно есть прогнозы сокращения оборота на 20%, что для
многих будет означать работу в минус. В таких условиях можно ждать закрытия убыточных заведений», – прогнозирует Карпенко.

С ним соглашается и директор компании «Кейтеринг-Сервис» Эрнест Лепский. По его словам, нынешний кризис может иметь отложенный эффект и для ресторанов выездного обслуживания. «В будущем году подобные статьи расходов явно будут урезать, а падение доходов может достигнуть 30%», – уверен он. Однако,напоминает Карпенко, любой кризис – это в первую очередь возможность пересмотреть свои взгляды на бизнес. «Многие в период рецессии откроют для себя новые направления, для того чтобы выжить.Например,кризис 1998 года стал таким катализатором и серьезно разнообразил российский общепит, состоявший тогда только из дорогих ресторанов, пабов в ирландском стиле и ресторанов-столовых со стандартным набором блюд», – предполагает директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин.